С сентября 2012 года на территории Ростовской области реализуется Проект по формированию, развитию и сохранению здоровья школьников, который направлен на модернизацию современной образовательной системы школ и разработку научно-обоснованных подходов к здоровьесберегающей деятельности. Проект основан на внедрении передовых здоровьесберегающих программ, методик и технологий в деятельность образовательных учреждений.

Первое направление, которому уделено большой внимание, – создание сети пилотных школ в 55 территориях Ростовской области. Это 602 образовательные организации, избравшие в качестве основы для своего развития концепцию здоровьесберегающего образования.

Сегодня эти школы оснащены диагностическими комплексами АРМИС, позволяющими качественно, быстро и без вреда для здоровья осуществить комплексную диагностику состояния здоровья Вашего ребенка, а также выявлять возможные нарушения в сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной, слуховой и центральной нервной системах.

В рамках реализации пилотного проекта по здоровьесбережению в сфере образования Ростовской области (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 19.01.2017 № 19   «Об утверждении перечня муниципальных базовых общеобразовательных организаций для оснащения аппаратно-программными комплексами доврачебной диагностики состояния обучающихся в 2017 году» и приказ Управления образования г. Таганрога от 26.03.2021 № 437 «О мониторинге показателей здоровья с помощью аппаратно-программного комплекса доврачебной диагностики «АРМИС»») в школе в 2017году закуплен   аппаратно – программный комплекс «АРМИС», который   представляет собой комплекс аппаратных устройств, управляемых с помощью персонального компьютера.

Аппарат предназначен для исследования физиологических систем организма человека с целью оценки уровня здоровья, профотбора, определения текущего функционального состояния и индивидуальных особенностей человека.

Аппарат позволяет провести автоматизированное обследование ряда систем организма: регистрировать физиологические сигналы, измерять и оценивать показатели здоровья и функционального состояния ребенка, автоматически формировать заключение о соответствии этих показателей половозрастным региональным нормам.

Показатели состояния сердечно-сосудистой системы:

  • частота сердечных сокращений
  • нарушения сердечного ритма: тахикардия, брадикардия, паузы
  • нарушения проводимости и возбудимости: желудочковые и наджелудочковые экстрасистолы, синоатриальная и АВ блокада
  • анализ вариабельности сердечного ритма по индексу Баевского
  • систолическое артериальное давление
  • диастолическое артериальное давление

Показатели состояния респираторной системы:

  • частота дыхания (ЧД) • жизненная емкость легких (ЖЕЛ)
  • форсированная жизненная емкость легких (ФЖЕЛ)
  • объем форсированного выдоха за первую секунду выдоха (ОФВ1)

Показатели состояния центральной нервной системы:

  • время простой зрительно-моторной реакции
  • время сложной зрительно-моторной реакции
  • количество ошибок, пропусков, ложных тревог

Показатели состояния слуховой системы:

  • данные субъективной тональной аудиометрии

Показатели состояния зрительной системы:

  • острота зрения
  • наличие предмиопии по тесту Малиновского

Показатели состояния физического развития:

  • индекс массы тела
  • индекс силы кисти

Показатели адаптационных резервов организма:

  • время задержки дыхания на вдохе и на выдохе

Анализ результатов состояния здоровья обучающихся с использованием диагностического комплекса АРМИС осуществляется в автоматическом режиме экспертной системой Информационной системы «Наша здоровая школа».

Основная единица анализа – параметры систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной, слуховой, зрительной; отдельно анализируется набор параметров адаптационных резервов и параметры физического развития.

Специальная статистическая процедура позволяет подойти к комплексной оценке состояния каждой из групп анализа: состояние системы в норме или имеются признаки отклонения от нормы – «не норма». Аналогичная система оценок (норма – не норма) относится к каждому из исследуемых параметров.

Полученная в отношении любого из исследуемых параметров оценки «не норма» – означает, что состояние здоровья не абсолютно, на анализируемую систему организма следует обратить внимание, проконсультироваться с врачом, направить усилия на повышение количества здоровья с использованием технологий физкультуры и спорта, рациональной организации образа жизни, исключения вредных привычек.

Здоровье – понятие комплексное, многогранное. Прежде всего, оно отражает возможности ребенка полноценно расти и развиваться, учиться, постигать новое, готовится к будущей взрослой жизни. Именное поэтому, помимо состояния физического здоровья школьников, в пилотных школах будет проводиться мониторинг социально-психологических факторов здоровья учащихся. Ведь не секрет, что особенности психического развития, уровень формирования личности во многом определяют готовность ребенка к обучению в школе, его успешность, его перспективы. Кроме того, задачей этого вида мониторинга является выявление ранних признаков формирования вредных привычек, интереса к алкоголю и наркотикам.

В рамках проекта проводится мониторинг образовательной системы пилотных школ, наличие и качество внедряемых здоровьесберегающих программ и технологий. Все это позволит получить достаточно полную картину состояния здоровьесберегающей системы в школах Донского края и предпринять ряд эффективных мер по ее усовершенствованию.

Цель Проекта – обеспечить благоприятные условия для формирования, развития и сохранения физического, психического и социального здоровья школьников.